Обязательная маркировка товаров: что это такое, кому она нужна и как накажут нарушителей

Сейчас в России действует система обязательной маркировки шуб, алкоголя и лекарств. С 2019 года обязательную маркировку распространят и на другие группы товаров. Рассказываем, что это за товары, как их будут маркировать и чем это грозит бизнесу.

 

Что такое обязательная маркировка и зачем она нужна

Законодательной основой для введения в России масштабной обязательной маркировки товаров выступает Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ. Главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

 

Исходя из общего смысла данных документов, маркировка продукции – это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и конечным покупателям получить исчерпывающую информацию о товаре. Официальное наименование кодов - контрольные идентификационные знаки (КиЗ).

 

Код маркировки всегда уникален. Не существует двух одинаковых кодов. Причем код используется однократно и после вывода товара из оборота код также уничтожается. Повторное его использование не допускается.

 

КиЗ состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:

  • наименование товара;

  • страна производства;

  • данные производителя;

  • местонахождение производителя;

  • бренд;

  • данные продавца и т.д.

Цель внедрения обязательной маркировки - противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Маркировка позволяет государству отслеживать товар от производственного цеха до магазинного прилавка.

 

В свою очередь покупатели всегда могут самостоятельно проверить легальность продукции при помощи мобильного приложения. Например, через сканер QR-кодов или официальную программу «Проверка товаров». Это приложение, которым рекомендует пользоваться ФНС России, полностью бесплатно. Оно может применяться для мобильных устройств на базе iOS и Android.

 

 

 

Как работает система обязательной маркировки продукции

В целях обязательной маркировки производимой/поставляемой продукции организации и ИП должны быть подключены к единой системе мониторинга. Для разных видов продукции используются разные системы мониторинга. Так, для алкогольной продукции используется ЕГАИС, для лекарств – Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для меховых изделий - Информационный ресурс маркировки.

 

Предположительно, для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он же сейчас используется и в целях реализации проекта по добровольной маркировке табачной продукции.

 

Регистрация во всех этих сервисах бесплатная. Но она требует наличия усиленной квалифицированной электронной подписи.

 

Регистрироваться в информационных системах мониторинга должны не только производители, но также и поставщики продукции. Это связано с тем, что передача сведений в систему мониторинга происходит на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю. После регистрации производитель описывает свой товар и запрашивает у системы мониторинга необходимое количество КиЗ.

 

Система самостоятельно генерирует уникальные коды и передает их производителю. Кстати, на время действия добровольной маркировки генерация кодов осуществляется бесплатно. С введением обязательной маркировки производителям придется платить за коды, закладывая издержки в стоимость продукции.

 

После получения кодов производители наносят КиЗ на товары/упаковки. В систему мониторинга отправляются сведения об изготовлении продукции и ее подготовке к выпуску в оборот. Без нанесения кодов товар, подлежащий маркировке, не допускается к обороту. Для нарушителей предусмотрены меры как административной, так и уголовной ответственности.

 

После реализации товара оптовым поставщикам в систему мониторинга поступает информация о смене собственника товара. При этом поставщики обязаны проверять нанесенные на товар коды и сверять их с кодами, которые значатся в первичной документации.

 

Розничные торговые точки также сверяют коды, а в момент продажи товара конечному покупателю через онлайн-кассу и ОФД в систему мониторинга уходит информация о конечной реализации. Уникальный код выводится из оборота и уничтожается.

 

 

 

Этапы внедрения обязательной маркировки товаров

Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ, который закладывает основы для внедрения массовой маркировки товаров, вступает в силу с 1 января 2019 года. Однако практика обязательной маркировки существовала в России и ранее. Типичный пример – акцизные марки, наносимые на всю подакцизную продукцию. Другой пример – маркировка товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень такой продукции утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.

 

Между тем, все используемые до сегодняшнего дня средства идентификации и защиты показали свою несостоятельность и уязвимость в плане фальсификации. Марки подделывают, используют по нескольку раз, и проконтролировать легальность продукции в длинной цепочке поставщиков и покупателей подчас просто невозможно.

 

В связи с этим государство решило перейти на потоварную маркировку продукции, когда маркировочный код присваивается не отдельной партии товара, а непосредственно каждой единице товара из такой партии (бутылке, сигаретной пачке, упаковке лекарств и т.д.).